Психологическое насилие в образовательной среде.

Психологическое насилие в образовательной  среде.

Всем нам известно, что когда меняется что-то в государстве ( не зависимо то того  в лучшую сторону или худшую), то наиболее остро отражается на детях. Современные реформы в образовании, «старой» взгляд на все новое в школе, занятность родителей, ухудшения здоровья ухудшает положения детей.

Менять что-то в школе необходимо было давно. Введение нового стандарта образования это уже не необходимость, это состоявшийся факт. И мы его принимаем как должное. Мнения педагогов не буду высказывать, это всем известно, но вот что, же с детьми?

Большая проблема сейчас в современных детях. Они не хотят  учиться.  К Нам педагогам-психологам часто обращаются с таким вопросом: «Что делать ребенок не хочет учиться?» Сложно работать с мотиваций. Как говорят психологи –немотивированный клиент это не клиент. Так может современного ребенка и не устраивает сегодняшняя модель образования, может с выбором будет интереснснее, полезнее и клиент будет мотивирован на учебу.  Ребенок, подросток захочет идти в школу не только для того, чтобы провести там время , а для того чтобы узнать новое, его научат получать знания, образовательный процесс поменяется качественным образом. И это хорошо. Но вернусь к современным детям и психологии подростка. Психология современных детей во многом не совпадает с психологией предыдущих поколений. При советской системе изменения происходили один раз в 20 лет, сейчас происходят раз в три года: динамичность современного мира отражается в умах и сердцах новых поколений.

В подростковом возрасте  продолжает формироваться характер ребенка, у него яркая потребность в самоутверждении, критичность мышления, но и одновременно любознательность, жажда новых ощущений и проверки себя. Возможны и серьезные затруднения, связанные с учебой:

– Неумение выполнять действия по образцу, инструкции,

– затруднения при самостоятельном выполнении учебных действий (анализ, восприятие, классификация, обобщение),

– инертность мыслительной деятельности,

-не сформированность самооценки и самоконтроля в учебной деятельности,

-неосознанность учебной деятельности (целеполагания). Из опыта работы в школе могу сказать, что более половины учащихся, пришедших в 10 класс не знают для чего они это сделали (не знают, зачем им 10 класс, что они будут делать, кем хотят стать и куда пойдут учиться дальше),

– дисгармония мотивов учения.

Все это  необходимо учитывать в современной ситуации.

Но поговорим сегодня не об этом. Речь пойдет о той теме, которую многие из нас замалчивают. Педагоги говорят, что ее нет, а родители и дети закрывают на это глаза и молчат. Это тема насилия в учебных заведениях.

Школьное насилия- это вид насилия, при котором имеет место принуждения, применения силы между детьми или учителями по отношению к ученикам.

Чаще всего в ОУ встречается психологическое насилие, которое вызывает у жертвы эмоциональное настроение, унижает его, снижает самооценку ребенка, повышает тревожность и т.д. От этого может пострадать любой ребенок, но как показывает практика, это те дети, которые слабее или как-то отличаются от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия могут стать дети, имеющее :

-физические недостатки ( носят очки, плохо слышат, и т.д.)

-с особенностями поведение ( замкнутся импульсивные)

-с внешними явлениями особенностями

-школьную тревожность ( страх перед школой)

-домашние дети

-болезни ( заикание, нарушение речи, письмо, счетаи т.д.)

– с низким  интеллектоми трудностям в обучении.

В современной литературе указывают; что психологическое насилие в школе встречаются в 2-х формах:

Во- первых, оно появляется как авторитарный стиль учителя с учеником.

Во-вторых, это непосильные требования современных программ. Причем дети, которые не справляются с учебной программой, терпят двойное насилие ( в школе, когда их принуждают заниматься тем, что им не под силу, и дома, когда их «воспитывают» родители по поводу их неуспехов в школе).

Но,  остановится бы хотелось на первом виде школьном  психологическом насилие (авторитарный стиль учитель).

При общении с учениками по вопросу общения «учитель-ученик» многих из них волнует, что «у учителя вся власть на уроке», « ученик не имеет права, а имеет только обязанности», «оценки вещь не справедливая, все зависит от симпатии учителя», « учитель всегда выше ученика, даже в обычной беседе», «учителя нас не понимают».

Современные дети не боятся предъявлять претензии учителю. Современные родители так же не боятся делать этого. Однако по результатом исследований видно, что школьная тревожность падает, а  при изучении школьной мотивации учебной деятельности выяснилось, что более половины опрошенных (58%) указывают, что страх-является ведущим мотивом их детей.

Многие исследователи считают, что школьная среда (сама по себе) провоцирует и стимулирует жестокость ( Е.Н. Волкова,2008г.):

– общий психоэмоциональный фон образовательных учреждений, характеризуется высоким уровнем тревожности, а так же неумения контролировать собственные эмоции и эмоциональное  состояние,

–  сама  система ОУ, включающая агрессивные взаимоотношения внутри педагогического коллектива, а так же считающих авторитарно директивный стиль управления самым оправданным,

– отношения учитель-ученик строятся на бесправности последних,

– система взаимоотношений внутри классного коллектива,

– традиции образовательной организации ,  которые «рекламируют» СМИ.

Взаимодействие учителей и учеников в последнее время сильно изменились. К сожалению педагоги очень часто переступают ту грань, которую переступать ни в коем случае нельзя. Ведь любой вид насилия у детей и подростков искажает их образ Я, а именно:

– снижает самооценку,

– у ребенка может нарушится эмоциональный фон,

– повышается тревожность,

– узменяетсякомуникация,

– проблемы в учебе и поведении и т.д.

Многие педагоги меня осудят, скажут, что этого не может быть, так не бывает. Однако, каждый из нас может вспомнить неприятный случай в отношении со своим учителем, и мы его помним, не забываем. Хорошо, если такой случай 1, а если таких случаев  много. Тогда роль жертвы является причиной низкого статуса в классе. Решение своих проблем такие дети часто находят в асоциальной среде, что может привести к пристрастию к алкогольным напиткам. В последствии это может сказаться и на создании собственной семьи ( они не могут дать достаточно тепла, поскольку не решили свой психологические проблемы).

Так почему же педагоги переступают ту грань, что является причиной их поведения по отношению к ученику:

  1. Особенности личности учителя. Все люди разные ,но учитель не должен быть тревожным, доминированным, агрессивным, с низким уровнем интеллекта, раздражительным.
  2. Отсутствие любви к детям и к своей работе. Причем в данном случае не любовь- это негативное отношение.
  3. Неудовлетворительность своим социальным положением.
  4. Низкий уровень социальных навыков.
  5. Незнание других способов работы с непослушными детьми.

 

Наиболее частый вид насилия со стороны педагога- психологическое насилие, которое является основным средством не только обучения, но и воспитания. Если дома ребенок рассказывает родителям а таком воздействии, то родители либо бездействуют, либо идут в школу для беседы. Еще один вариант действий- они просто не знают куда обратится.

Психологическое насилия в школьной среде проявляется в разных формах .

Вот наиболее типичные насильственные способы реагирование педагогов:

– частое употребления выражения типа: «Учитель здесь Я!»,

– общается с сарказмом,

– выгоняет ученика из класса,

– уверен в своей правоте,

– сравнивание одного ученика с другим.

Если говорить об ученике, то можно выделить:

– подавления инициативы учеников,

– наказания за неправильный ответ,

– некорректные высказывания педагога о внешнем виде, манерах ребенка,

– неравное отношения ко всем ученикам ( есть любимчики, есть изгои),

– применения «кличек» и детям,

– повышенный тон, интонация педагога.

Часто психологическое насилие используется поддержания дисциплины в классе. О чем жаль, что многих педагогах это основной и единственный метод воспитания.

 

 

 

 

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.