Речевая готовность детей к обучению в школе

       В настоящее время,  образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, т.к. этот период  наиболее сензитивен к ее усвоению.

       Подражая разговорной речи окружающих, дети усваивают родной язык. К сожалению, вечно занятые родители частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня. Неразвитая речь является серьезным препятствием для успешного обучения в школе и для общего развития ребенка. Вот и получается, что к моменту поступления в школу, у ребенка возникает множество проблем.

       Многие родители полагаются в решении  данной проблемы  на детский сад. Но даже если Вам повезло с садиком,  и там уделяется внимание  развитию речи, все же имеет смысл проследить: достаточно ли у малыша развивается дикция, словарный запас, диалогическая и монологическая речь….

        Типичные проблемы развития речи дошкольника:

  1. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Так называемая, «ситуативная» речь, т.е. односложная, состоящая из одних простых предложений.
  2. Недостаточный словарный запас.
  3. Употребление нелитературных, сленговых слов и выражений.
  4. Бедная диалогическая речь: неспособность сформулировать вопрос, простроить краткий или развернутый ответ.
  5. Неспособность построить монолог (сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами). А ведь в школе это умение очень понадобится!
  6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений.
  7. Отсутствие навыков культуры речи: темп, громкость голоса, интонация и т.д.

       Если видите проблему, придется подумать, как разнообразить речевую практику дошколенка дома (не ленитесь повторять, учите слушать, можно использовать такие упражнения, как «Большой – маленький», чтение и пение колыбельных, сказок и потешек, отгадывание загадок, «Что бы это значило?», поговорки и скороговорки, «Я вижу…»).

          В Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи  в рамках программы по подготовке к школе введен новый предмет «Развитие речи». Цель занятий: развитие логики повествования, расширение словарного запаса, усовершенствование разговорных навыков, научить связно выражать свои мысли. Занятия способствуют формированию звуковой культуры речи, ее грамматического строя. Ребята привыкают использовать в своей речи новые слова и сложные предложения. Играя, дети получают знания и навыки, необходимые для успешного обучения в школе. А так же приучаются к коллективной работе, учатся дружить и слушать учителя. Занятия помогут раскрыть речевой потенциал  каждого малыша.

                      Заботьтесь о будущем своего ребенка и своевременно обращайтесь к специалистам.  

 

 

                        Педагог-психолог  Ю.Н. Демчук