Эффективное воспитание

           Наверное, каждый родитель задумывался о том, каким способом ему воспитывать своего ребёнка. Как в науке, так и среди обывателей существуют различные точки зрения на эту проблему. Педагоги и психологи убедительно доказывают диаметрально противоположные теории. Можно сделать вывод, что не существует единого способа воспитания для всех семей. Каждый родитель имеет свои сильные и слабы стороны, а каждый ребёнок обладает своими особенностями. Поэтому хорошо, если первый из них владеет разнообразными методами и приёмами воспитания. Какие же существуют воспитательные стилистики? Все варианты взаимодействия с детьми можно разделить на три категории: сотруднические (коллаборативные), директивные и парадоксально-провокативные методы. Первый вариант (сотрудничество) основан на том, что ребёнок понимает важность того, что Вы ему предлагаете сделать и готов приложить усилия для осуществления необходимой деятельности. Родитель же активно помогает своему подопечному в реализации намеченного: эмоционально подбадривает и оказывает содействие в реализации трудно дающихся действий. Для лучшего понимания директивной стилистики рассмотрим аналогию с государством. В каждом государстве есть правительство и граждане. Вторые подчиняются первым. Законопослушным членам общества позволяется вести предпочтительный для них образ жизни (в рамках закона). Особые заслуги награждаются специальными поощрениями. Но лица совершившие правонарушения подвергаются наказанию, которое различается в зависимости от содеянного. Парадоксально-провокативные методы направлены на использование сопротивления ребёнка. Плачущему ребёнку можно предложить плакать ещё сильнее. Подростку, который не желает выполнять какую-нибудь деятельность, говорят, что он прав, т.к. емувсё равно, скорее всего, не удалось бы справиться с порученным заданием. Стоит предупредить, что всеми вышеперечисленными приёмами следует пользоваться с осторожностью, учитывая ситуативные нюансы и особенности детей. Самый безобидный метод – сотрудничество. Поэтому желательно начинать именно с него. И лишь в случае неэффективности данного способа взаимодействия можно переходить к другим стилям воспитания.

          Хотя все названные методики имеют значительные отличия друг от друга, человеку, применяющему их, необходимо придерживаться определённых правил. Первое правило – быть эмоционально устойчивым. Раздражительность, презрение, чувство бессилия мешают планомерному приведению в жизнь стратегии воспитания. Отец, который от злости готов «прибить» собственного сына, не сможет подобрать адекватное наказание. Матери, впавшей в депрессивное состояние из-за поведения дочери, не хватит сил реализовать вообще какую-либо методику. Поэтому сначала следует прийти в эмоционально устойчивое состояние, а затем уже выстраивать взаимоотношения с ребёнком. Второе правило – быть последовательным. Когда родитель то наказывает, то поощряет своего ребенка за одно и то же поведение, последний не может понять, каких действий от него ждут. Следовательно, у него не сформируется устойчивое поведение. Третье правило – непротиворечивость в семье. Ситуация «лебедь, рак и щука», когда, например, мама наказывает за определённое деяние, а  бабушка поощряет за тот же поступок, не может способствовать эффективности воспитательных воздействий. Членам семьи необходимо договориться о едином стиле воспитания, что позволит достичь поставленной цели в кратчайшие сроки и с минимальными усилиями.

          Подводя итог, необходимо вспомнить ещё одно правило: если Вы что-то делаете длительное время и не можете достичь желаемого результата, то делайте что-нибудь другое.