Рекомендации педагогам по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.

Рекомендации педагогам по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.

 

Современная система образования сталкивается с рядом вызовов, среди которых особое место занимают задачи по предотвращению девиантного поведения среди несовершеннолетних.

Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от норм общества.

Эффективная реализация профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних возможна лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения с семьей учащегося. Педагог играет ключевую роль в этом процессе, в связи с чем, актуализируется необходимость в выработке и последующем внедрении комплексных рекомендаций для организации результативной профилактической работы  с несовершеннолетними подверженными к  риску девиантного поведения. Ведь  избежать проще, нежели решать последствия.

Итак, рекомендации для педагогов в образовательных учреждениях:

  1. Основным для успешной профилактики девиантного поведения, является построение доверительных отношений с семьями учащихся. Родители должны понимать, что все мы делаем общее дело. Мы хотим, чтобы дети были счастливы. Это потребует от ВАС проявления открытости, готовности к диалогу и стремления к пониманию ситуации в каждой конкретной семье. Именно такой подход позволит выявлять потенциальные проблемы на ранних стадиях и принимать адекватные меры по их предотвращению.
  2. Проведение разъяснительной работы среди родителей о признаках девиантного поведения, последствиях такого поведения для развития и социализации несовершеннолетних и о путях его коррекции. Педагогу следует акцентировать внимание на принципах раннего обнаружения и профилактики, опираясь на методы психологической поддержки и консультирования.
  3. Совместные мероприятия для учащихся и их родителей, направленные на укрепление семейных уз и повышение родительского контроля. Педагог может организовать семинары, тренинги, семейные конкурсы и квесты, которые помогут улучшить взаимопонимание в семье и выработать единый подход к воспитанию детей.
  4. Индивидуальная работа с семьёй, в которой уже проявились признаки девиантного поведения. В таких случаях педагогу необходимо выступить не только в роли консультанта, но и организатором комплексной поддержки, которая может включать в себя направление на консультацию к психологам, социальным педагогам и другим специалистам.
  5. Проведение регулярной диагностики психоэмоционального состояния учащихся и мониторинга их социального окружения. Такой подход позволит своевременно выявлять угрозы и изменения в поведении детей, а также адаптировать профилактические и коррекционные меры под конкретные потребности и условия.
  6. Успех в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних в значительной мере зависит от согласованных усилий педагогического коллектива образовательного учреждения и семей учащихся, и всех социальных институтов. Эффективное взаимодействие, направленное на поддержку и развитие личности каждого ребенка, создает надежную основу для его успешной жизнедеятельности. Не стоит потакать всем желаниям детей, вседозволенность без ответственности, портит детей. Успехов Вам во всех начинаниях.

 

Валерий Александрович Романенко – социальный педагог.