За первые 3 года жизни ребенок проделывает огромный путь от крохи, постоянно нуждающегося в маминой заботе до вполне самостоятельного маленького человека. Этот стремительный прогресс с одной стороны часть естественного процесса взросления, с другой – результат отношений, которые вы выстраиваете с ребенком, ваших ожиданий друг от друга и, конечно, любви. Это важные годы, когда закладывается фундамент психики ребенка, его отношения к миру, к себе и другим.
Первый год жизни
- 1 месяц. Мозг еще не развит окончательно, ребенок выживает за счет рефлексов. Чувствует себя единым целым с мамой, поэтому так любит «ручки», не чувствует границ между своим телом и окружающим миром.
- 2 месяца. Начинает узнавать маму и улыбаться ей. На смену рефлексам приходит сознательное восприятие мира. Плач до сих пор остаётся единственным способом общения. Ребенок учится фокусировать взгляд, поэтому полезно показывать ему яркие погремушки.
- 3 месяца. Развивается обоняние, кроха узнает мамин запах. Физические ощущения все еще тесно связаны с эмоциональным состоянием. Делает первые попытки общения, примерно в 2–3 месяца можно услышать первое “агу”..
«Кульминация» младенчества – это комплекс оживления, малыш начинает ярко выражать свои эмоции, радуется, когда видит родителей, машет ручками и ножками. Комплекс оживления угасает к четырем месяцам.
- 4 месяца. Малыш сознательно требует не только покормить его или уложить спать, но и желает общаться. Ярко выражает эмоции, пока только положительные.
- 5 месяцев. С недоверием относится к незнакомым, очень привязан к родителям. Начинает осознавать, что мама – отдельная личность. Понимает интонацию. Грубый голос мамы может вызвать плач.
- 6 месяцев. Младенец реагирует на свое имя, узнает его, пытается повторять за вами разные звуки, улучшается его слух. Начинается познание окружающего мира через предметы. Кроха уже может проявлять негативные эмоции сам: злиться или огорчаться.
В этот период ребенок требует не только внимания и ласки, но и полноценного общения. Появляется потребность в совместной деятельности, малыш быстрее развивается, если родители – не просто наблюдатели, а партнёры по играм.
- 7 месяцев. Самое время играть в развивающие игры, много общаться с малышом, читать ему стихи и сказки, петь песенки, это важно для его эмоционального состояния и развития речи.
- 8 месяцев. Младенец начинает проявлять собственное «Я». Он усвоил, какие способы работают, чтобы получить желаемое и начинает манипулировать родителями. Важно показать – кто главный, но аккуратно, чтобы малыш не потерял к вам доверие. Кроха не терпит одиночества и везде следует за мамой.
- 9 месяцев. Хорошо ориентируется в пространстве, ему хочется все потрогать и проверить на зубок. Малыш уже многое понимает, это подходящее время, чтобы играть с ним в конструктор, учить складывать башни из кубиков или пирамидку. Именно в этом возрасте он может сказать первое «мама» или «папа».
- 10 месяцев. Маленький исследователь чувствует свою самостоятельность, у него уже развита связь между мышлением и моторикой. Малыш любит брать в руки разные предметы, вкладывает маленькие в большие, любит бросать игрушки и сам поднимать их.
- 11 месяцев. Ребенок начинает проявлять интерес к другим детям, гулит и подражает их звукам, тянет к ним ручки, пытается меняться игрушками. Именно в это время он готов перейти на новую ступень отношений с родителями. Он начинает понимать ваши просьбы и улавливать настроение.
- 12 месяцев. Младенческий период позади, ваш кроха превратился в любознательного малыша, который не сидит на месте. Он уже имеет свой характер, бурно выражает желания, пытается управлять родителями.
Кризис первого года – так принято называть первый переломный период. Спокойный, вполне послушный и ласковый кроха может превратиться в настоящего сорванца, который отстаивает свое мнение любыми способами: плач, капризы, настоящие истерики. «Плохое» поведение объясняется очень просто: психологическое развитие малыша опережает его физические возможности, он многое хочет, но малое может.
В течение первого года жизни его представление о себе прогрессирует и становится с одной стороны более детальным, а с другой, более цельным. Раньше, когда вы прикасались к разным частям его тела во время переодевания, играли с ручками и ножками, его ощущения были разрозненными. К концу первого года, отдельные ощущения собираются в более цельные. И, в тоже время, ребенок учится лучше дифференцировать их. Теперь, если у него что-то болит, он может показать вам это место, в младенчестве же большинство неприятных ощущений воспринимаются как боль в животе. Чтобы помочь малышу лучше чувствовать свое тело делайте ему легкий массаж с ног до головы, называя каждую часть его тела. Приятные ощущения, которые он при этом получает, помогут ему почувствовать границы своего тела.
В этом возрасте ребенок становится необыкновенно подвижным: начинает ходить, затем бегать, всюду залезает. И, конечно, в результате такой активности частенько падает и ушибается, эти неизбежные синяки и шишки, также помогают ему больше узнать о своем теле.
1,5 года
В возрасте между 8 месяцами и 1 годом ребенок переживает стадию развития, которую называют «стадией зеркала». При виде своего образа в зеркале ребенок начинает радоваться и испытывает огромное удовольствие при разглядывании своего отражения. Но перед зеркалом ребенок оказывается не один, его держит на руках один из родителей, который указывает ему, жестами и словами, на его собственное отражение. Ребенок перед зеркалом в первую очередь узнает другого человека, взрослого, который находится рядом и говорит ему: «Смотри, это ты!», и ребенок понимает: «Да, это я!». После года представление малыша о себе становится более полным, а в 1,5 года он уверенно узнает себя в зеркале, а немного позднее и на фото. Это важный этап его развития. Узнавая свое собственное изображение, ребенок получает зрительное подтверждение того, что он чувствует. То, что создает прочный каркас его «Я».
Хотите проверить, узнает ли он себя в зеркале? Сделайте небольшой мазок губной помадой на щечке ребенка. Если он трет себе лицо, глядя на свое отражение, значит, он понимает, что это его лицо.
После полутора лет ребенок начинает проявлять интерес к себе подобным. При этом он воспринимает другого как своего двойника, с любопытством его разглядывает, а может и не слишком деликатно схватить его за нос, за волосы, или чересчур крепко обнять. И если вдруг маленький приятель среагирует на такое «внимание» испугом и плачем, ребенок будет озадачен и растерян. Он пока не понимает, что его отличает от другого и убежден, что его товарищ по игре такой же как и он.
Эта «близнецовость» отражается и в играх: «Тебе – мне», «Ладушки», «Догонялки». Каждый участник играет одну и ту же роль, по очереди, выполняя функцию зеркала для другого. Чтобы ребенок начал осознавать, что у его товарищей по играм есть свои желания и эмоции давайте ему как можно больше возможностей общаться с другими детьми. Он должен столкнуться с другими, чтобы получить как позитивный, так и негативный опыт и найти свое место среди детей.
2 года
Все вверх дном! С 1 года и 8 месяцев ваш малыш, раньше такой покладистый, стал упрямиться и на все отвечать отказом. Время обедать? Он не желает садиться за стол. Вы хотите пойти на прогулку? Он не хочет выходить из дома. Чтобы утвердиться в качестве отдельного человека, ребенок доказывает вам, что может иметь свое собственное мнение, отличное от вашего. И так как он не может привести никаких аргументов, то просто говорит «Нет». Всю жизнь маленького ребенка регламентируют родители, у него слишком мало возможностей для выбора. Сказать «нет», это способ обозначить свое «Я». Этот «кризис противоречия» – важный признак роста малыша. Если малыш чувствует, что с его мнением считаются, если время от времени вы принимаете его отказ, вы подтверждаете, что он имеет для вас ценность, что он на самом деле существует. Такое поведение родителей поможет ребенку менее болезненно пережить этот период.
Вы уже больше не можете? Его упрямство и отказы сводят вас с ума! Поверьте, ему тоже очень непросто. Его пугают собственные вспышки гнева, ведь он боится потерять вашу любовь. Поэтому в этот период на смену истерикам и непослушанию приходят бурные выражения любви и привязанности. Но как только ребенок убеждается, что вы его не отвергли, все начинается с начала. Чтобы смягчить проживание этого сложного периода, чаще давайте ему возможность выбора: «Ты хочешь пойти на горку или играть в мяч?», «Хочешь надеть желтую или красную пижаму?». Но также настаивайте на том, что для вас принципиально. Чем стабильнее вы будете в своих требованиях, тем проще ребенку будет принять некоторые ограничения, и примириться с тем, что он пока не может управлять своей жизнью.
Я! Между 2 и 3 годами ваш ребенок только и повторяет это слово. Этим «я», он делает еще один шаг в самоутверждении. Он говорит «Я сам!» чтобы освободиться от родительской опеки. Так он продолжает отстаивать свое право на независимое существование, но уже в более позитивном ключе по сравнению с «кризисом противоречия». Он говорит «Мне», так как хочет все получать первым, раньше других. Дело в том, что он еще не осознает, что у другого тоже есть свои желания, воля. Ребенок эгоцентричен. Для него смотреть как играют другие и ждать своей очереди – это пытка!
Также, он категорически отказывается одалживать свои вещи. Это нормально. Его осознание себя еще не четкое. Для ребенка его игрушки – части его самого. Одалживать их – это как отрывать от себя кусок. Отказом ребенок защищает себя от угрозы в отношении своей еще хрупкой личности.
Малыш выглядит эгоистом в глазах ваших друзей? Вы не должны оправдываться или вынуждать его быть более щедрым. В этом возрасте ребенку необходимо чувствовать себя на первом плане, распоряжаться своей территорией: уважайте этот период эгоцентризма, без которого не может сформироваться его представление о себе. Позже вы научите его и альтруизму и щедрости. Если к вам приходят гости с детьми купите несколько игрушек в двух экземплярах или попросите родителей маленького гостя приносить свои.
3 года
В три года у ребенка формируется прочное целостное переживание себя, это фундамент для дальнейшего построении личности. Мир ребенка делится на «Я» и «Другие», и он может обозначить свое отношение и к себе и другим людям. К 4 годам ребенок способен сформулировать то, что его отличает от других: «Я хорошо играю в футбол… а Данил быстро бегает». Сравнивая себя с другими, он получает более или менее точное представление о себе. В этом возрасте появление в семье младшего ребенка или визит гостей больше не будут восприниматься им как угроза для его личности.
Не беспокойтесь, если в три года ваш ребенок все еще думает, что он центр Вселенной. Возможно, он еще не готов принять тот факт, что во вселенной миллиарды звезд. Ребенку необходимо считать себя очень сильным и важным, в ожидании, когда он сможет проявить себя по настоящему, и утвердиться в социуме.