Этапы развития речи.

Этапы развития речи

 

Почти все вокализации новрожденных состоят из одного гласноподобного звука “а”, который с рождения имеет разную интенсивность, а к 2 месяцам разную интонационную окраску (первые признаки аутизма и умственной отсталости выявить можно именно в этот период по отсутствию таковой окраски в крике).

 Начало гуления совпадает с началом комплекса оживления, и это 2,5-3 месяца.

Начало лепета совпадает с навыком сидения 6-7 месяцев, при этом имеется в виду лепет с одним шумовым началом (папапа, мамама), а когда в лепете появляются разные шумовые начала (ва-ма-ля), ребенок начинает ползать на-четвереньках (7-8 месяцев). И, если эта последовательность иная или разнесена во времени – это 100 % признак асинхронии, время бить тревогу.

Начало ходьбы в норме – это не от 9 до 15 месяцев, как пытаются убедить нас люди, которые не хотят сталкиваться с неприятными мыслями, а строго 12-13 месяцев! Начало ходьбы в 14 месяцев – это задержка, в 9 месяцев – излишне ранняя ходьба. И задержка, и ранняя ходьба – НЕ норма, не нужно ждать, особенно, если время начало ходьбы не совпало (+-2 недели) с появлением указательного жеста и первого слова (уже не лепета, а именно слова, когда мама – это четко мама, а не мамамама в ситуации физического удовольствия).

От 1 года и 6 месяцев до 1 года и 8 месяцев для девочки, 1 года и 8 месяцев до 1 года и 10 месяцев  для мальчика – это предел для возникновения двухсловной фразы в норме (more water – у англичанина, мама пить – у русского, не важно, какой язык – нормы одинаковы!!). Мальчики и девочки – в разные сроки ввиду разного типа созревания мозжечка. Важно, что в норме, появлению первых слов предшествует развитие понимания речи. Поэтому в период от 1 до 2 лет важным показателем гармоничного развивается речи, скорее считают не количество произносимых слов, а объем понимания обращенной речи (то есть число слов, которые понимает ребенок, превышает число слов, которые он произносит). Слова и звукосочетания приобретают коммуникативные функции, становятся средством взаимодействия с окружающими. Запас слов, произносимых ребенком (активный словарь) заметно расширяется и нарастает до 200–300 слов к концу 2-го года жизни.

2-3 год жизни. Появляются простые фразы из двух, а затем предложения из трех слов, в которых могут присутствовать прилагательные, местоимения и предлоги. Концу 2-го года формируются предложения из большего числа слов, а активный словарь заметно нарастает до 800–1000 слов. В 3 года трудности звукопроизношения могут сохраняться, однако речь уже достаточно понятна не только близким, но и окружающим.

3-4 год жизни. Фразы становятся еще длиннее, усложняется их смысловая нагрузка. Ребенок в основной массе правильно применяет грамматические формы слов по родам, временам, числам, падежам. Могут сохраняться неточности в произношении сложных и незнакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков. Ребенок задает много вопросов. Ближе к 4 годам предложения становятся развернутыми, с использованием практически всех частей речи. Запас слов нарастает до 2000. Ребенок способен группировать предметы (одежда, посуда, мебель, животные и др.).

В 4 и 5 лет. Высказывания приобретают форму короткого рассказа. В речи появляются сложносочиненные, например: «мы пошли гулять, и появилось солнце» и сложноподчиненные, например: «я не ел кашу, потому что она невкусная» предложения. Правильно отвечает на вопросы по сюжету сказки или рассказа, может пересказать сказку (но не всегда точно), по картинке составить рассказ из нескольких предложений. Называет предметы, их качества и признаки (большой, сильный, длинный, веселый). Использует для описания не только основные цвета, но и оттенки цветов (голубой, фиолетовый, розовый, оранжевый). Часто речь имеет яркий и эмоциональный характер. У ребенка наблюдается желание рассказать о важных для него событиях, поделиться увиденным и услышанным. Запас слов продолжает расширяться. Однако, в этом возрасте речь оценивают преимущественно не по словарному запасу, а по умению отвечать на вопросы и выстраиванию логических цепочек. Неправильность произношения слов отмечается все реже и реже.

6 лет – возраст, когда усвоен весь язык, все его регулярные правила, детали могут продолжать изучать до 10 лет. Ребенок полноценно использует речь, как средство коммуникации с окружающими, имеет большой словарный запас, использует сложные предложения, развернуто отвечает на вопросы. Речь связная, логичная, последовательная, имеет хороший грамматический строй, используются слова с суффиксами и приставками. В речи могут встречаться ошибки, но редко. Произношение звуков правильное. В этом возрасте ребенок может объяснить значение знакомого слова, логично и последовательно выражает свои желания, переживания и мысли. Умеет составить пересказ из 40–50 предложений. Выделяет главное в рассказе логично, с правильной последовательностью событий и времён. Может сравнить объекты, например, самолет и птицу, с выделением их общих и отличительных признаков; определить на картинке нелогичность расположения предметов. Все эти навыки необходимы для дальнейшего обучения в школе.

 

Ну, и наконец, 3 важных факта для организации коррекции:

     1) в день ребенок в норме усваивает от 5 до 10 слов;

  • для полноценного овладения языком в 6 лет, у ребенка должно быть не менее 10.000 часов часов практики понимания речи и разговора без перерыва;
  • для того, чтобы появилась фраза из 2 слов, объем словаря должен составлять от 50 до 100 слов. Меньше – фраза не появится по законам нормы; если слов больше, а фразы нет – это искажение развития.

 

Шмыдова Людмила Александровна,

учитель-логопед