Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Исследователи считают, что познавательные способности являются одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательные способности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой познавательного развития ребенка.
В возрасте от 3 до 7 лет под влиянием конструктивной, художественной деятельности у ребенка складываются способности мысленно расчленять видимый предмет на части, а затем объединять их в единое целое. Дети учатся помимо контура выделять структуру предметов, их пространственные особенности, соотношения частей.
На первом этапе перцептивные действия формируются непосредственно в результате игры с различными предметами.
Лучше, если при этом для сравнения ребенку будут давать сенсорные эталоны (шар, пирамиду, кубик, другие геометрические фигуры или эталоны цвета) .
На втором этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза.
На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.
Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является его непроизвольность, т.е. то, что оно возникает как бы само собой, без усилия воли. Внимание привлекают яркие, красочные привлекательные предметы и события. Такое внимание поддерживается, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Активное овладение речью, рассуждения вслух, внутренне регулируемое восприятие, а также процесс игры, обучения, общения позволяют формировать произвольное внимание, т.е. внимание, возникающее под влиянием внутренне поставленной задачи.
Произвольное внимание требует от человека волевых усилий, оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо
Для того, чтобы ребенок учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.
Дошкольный период – это эпоха господства природной непроизвольной памяти. Развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять , это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей, в том числе мышления.
Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Младшие дошкольники еще не готовы использовать для запоминания какие-либо вспомогательные средства: картинки , подсказки, вопросы. Большинство детей старшего дошкольного возраста уже способны привлекать для запоминания вспомогательные средства, в частности, картинки.
Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствует разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, наблюдения во время прогулок.
Развитие памяти тесно связано с развитием мышления у детей. Старшие дошкольники легче запоминают материал тогда, когда они видят связи между предметами, явлениями, понятиями.
Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют в первую очередь, наглядно-образное мышление. Играя с предметами, ребенок учится замещать их образами. К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление.
Словесно-логическое мышление ребенка предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи. Другое явление, относящееся к детям данного возраста, – нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов – свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, т. е. к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой.
Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает значение слов, относящихся к предметам и действиям, учатся пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения.
Для формирования предпосылок понятийного мышления необходимо развивать у детей дошкольного возраста умение выделять существенные признаки предметов, проводить сравнения, делать обобщения, классифицировать предметы, явления, проводить аналогии , делать выводы и умозаключения.
Естественно, интенсивное развитие познавательных способностей дошкольников невозможно без проведения с детьми специальных занятий. Но это не должны быть неинтересные и скучные занятия, которые не принесут никакой пользы ребенку, а, скорее, наоборот, полностью лишат его всяческого желания что-либо познавать. В качестве главного занятия для развития познавательных способностей дошкольников должен выступать важнейший вид деятельности ребенка – игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.
Не требуйте, чтобы малыш запомнил что-то мгновенно. Чтобы новый навык закрепился, необходимо достаточное количество повторений одного и того же действия. Не зря дети любят, когда им многократно читают одну и ту же сказку или играют с ними в одну и ту же игру. Так дети развиваются и с каждым разом чувствуют себя увереннее, когда им нужно сделать новое для себя действие. Но помните, что в занятиях с детьми постарше, наоборот, необходимо постоянно вносить в игру какой-то новый элемент – при этом, не изменяя сути игры.
Подбирая материал для развития познавательных способностей дошкольника, учитывайте уровень его развития и его опыт, чтобы выполнение тех или иных заданий было по силам ребенку. Проводя с ребенком развивающие занятия, ни в коем случае не предъявляйте к нему завышенных требований. И, конечно же, не забывайте хвалить ребенка и стимулировать использование полученных в ходе занятий знаний в повседневной жизни. Развитие познавательных способностей школьников будет эффективно только в том случае, если полученные знания будут применяться ими на практике.
Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет!
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.