Особенности психолого-педагогической деятельности в школьных оздоровительных лагерях в летний период.
Организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период.
В течение смены педагогический коллектив организует следующие виды деятельности: праздники, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и мероприятия, выходы в культурные учреждения, мониторинговую деятельность.
Школьные каникулы – это насыщенная программа, включающая в себя большой комплекс культурно-спортивных мероприятий. Это активный отдых для детей в возрасте от 6 до 16 лет. Программы носят воспитательный, образовательный и оздоровительный характер и в то же время – это веселый праздник.
С учетом возрастных особенностей дети должны быть разделены на отряды, дневной сон для младших отрядов должен быть организован в отдельном кабинете школы. Каждый отряд должен располагаться в отдельной комнате, оборудованной стендами по ПБП, здоровому образу жизни, уголками с названием, девизом и списком отрядов, графиками, режимом, планами лагеря, законами лагеря. Во всех занимаемых детьми помещениях должен быть организован питьевой режим и находиться необходимые средства гигиены.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
– Безусловная безопасность всех мероприятий;
– Учет особенностей каждой личности;
– Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
– Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря;
– Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
– Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
– Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
– Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности которые могут быть использованы при организации мероприятий в школьном летнем лагере:
– Физкультурно-оздоровительная деятельность;
– Художественно – творческое направление.
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
– Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
– Выработка и укрепление гигиенических навыков;
– Расширение знаний об охране здоровья.
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
– Изобразительная деятельность;
– Конкурсные программы;
– Творческие конкурсы;
– Игровые творческие программы;
– Концерты;
– Творческие игры;
– Праздники.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в коллективе.
Для этой цели целесообразно проведение анкетирования, бесед. Кроме того в целях мониторинга общего социально-психологического климата в коллективе возможно проведение пошаговой диагностики, которая может включать как опросники, так и различные проективные методики. В качестве примера можно назвать методики
– «Несуществующее животное»;
– «Кактус»;
– «тест Люшера»;
– «Карта настроения».
Для ежедневного использования можно предложить такие рефлексивные техники как:
– «Роза настроения»;
– «Облако настроения»;
– «Гусеница настроения» и прочие подобные методики, которые позволяют отслеживать психоэмоциональное состояние детей каждый день.
Подобную диагностику также целесообразно проводить после различных массовых конкурсов, соревнований, фестивалей с тем, чтобы отслеживать эффект того или иного мероприятия.
Знакомство детей в первый день. Существует множество методик и игр знакомства. Можно предложить следующее. Организуйте с детьми круг, и каждый ребенок по кругу, начиная с вас должен назвать свое имя и прилагательное, которое характеризует его и начинается на первую букву имени. Например, Антон – аккуратный, Маша – маленькая, Паша – прыткий и т.д.
Далее каждый ребенок рассказывает о себе, придерживаясь определенного плана, заданного вожатым. План такого рассказа определяется вожатым с учетом особенностей ребят и может включать в себя следующие вопросы: в каких лагерях и сколько раз уже был; чем бы хотел заняться в лагере; круг увлечений и т.д. При этом присутствующие могут задавать различные вопросы, ответы на которые должны фиксироваться вожатым или педагогом.
В любом обществе существует определенный свод правил, которые его члены должны соблюдать. Основные правила школьного лагеря: соблюдение лагерного режима; уважение чести и достоинства других членов детского коллектива и персонала лагеря; запрет на выход за территорию лагеря; запрет приема алкогольных напитков, наркотических веществ, курение.
Но разговор о правилах внутреннего распорядка лучше не начинать с нудной лекции и чтения нотаций, дети в первые часы знакомства ждут от вас совершенно другого. Предложите им самим составить «Свод правил», вооружившись ручкой и блокнотом. Как правило, они сами назовут все правила, некоторые из них могут выглядеть смешными, как-то «не ругаться в присутствии вожатого» и т.п.. Вожатому останется только немного подправить их и зачитать весь составленный с детьми Свод правил. Дети будут гораздо лучшего его выполнять, считая, что он составлен ими.
Известные слова песенки Капитана Врунгеля «Как Вы лодку назовёте, так она и поплывёт» можно применить и к названию отряда. Грамотно выбранное название отряда во многом может облегчить работу вожатого в течение всего периода и сделает жизнь детей в лагере более интересной. В конечном счете, выбор хорошего названия может послужить началом увлекательной игры, в которую дети будут играть до конца смены.
Придумывать название отряда лучше не на пустом месте, а отталкиваясь от какой-либо темы. Это может быть тема лагерной смены. Если же она абстрактна, можно взять историческую. Например, первобытные люди, индейцы, викинги, рыцари или древние греки. Тему можно связать с профессией: космонавты, моряки, журналисты, изобретатели. Для выбора темы можно обратиться за помощью к мультфильмам и книгам, или просто положиться на собственную фантазию.
Приведем описание некоторых мероприятий, которые можно проводить в лагере:
Проведение вечерней свечи.
Ее цель: проанализировать прошедший день – что было хорошего, плохого, как можно изменить ситуацию, определить план на завтрашний день.
Свечу желательно проводить ежедневно или 1 раз в 2-3 дня.
Для вечерней свечи существуют правила:
1) Дети должны быть заранее настроены и готовы к свече.
2) Все: и дети, и взрослые – располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.
3) Дети и вожатые должны выполнять законы:
” Когда говорит один – все молчат.
” Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.
” Закон свободного микрофона.
” Все сказанное на свече не должно “выноситься” за его пределы.
” Свеча – это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют.
” Через центр круга переходить нельзя.
Свеча – это коллективное обсуждение семейкой и взрослыми прожитого дня, , анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Главное в обсуждении – содержание.
Педагогический смысл свечи – научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения – научить искусству разговора.
“Свеча” – это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами обсуждаем.
На свече идут самые важные разговоры о семейных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.
Свеча – это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца – одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.
Вечерняя свеча идет 15-20 минут. Старайтесь не ограничиваться одной формой, подключайте свое творчество.
Варианты вечерней свечи могут быть следующие:
1) Говорят желающие.
2) Один человек говорит, затем передает “свободный микрофон”, кому пожелает.
3) Вожатый (воспитатель) передает “свободный микрофон” кому пожелает.
Формы вечерней свечи:
1) Белые и черные камни, которые вы собрали на прогулке, могут быть символом хорошего и плохого.
2) Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить “кирпичи” из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, каким был прошедший день.
3) Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец. Говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому, и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.
4) На этом вечере говорят: “Спасибо” одному человеку из семейки, уточняя за что. Такой анализ эффективно проводить после эмоционального спада.
5) “Прогноз погоды”. Выразит словами или условными знаками состояние совей души.
6) Прерванная интересная история. Если ваши дети перевозбуждены вы можете рассказать интересную историю и прерваться на самом интересном месте. Расскажу, если… успокоитесь или в следующий раз.
7) “Шляпа”. Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не всем хороших (О каше, уборке, об удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.
8) “Шляпа”, “Ромашка”, “Листочки”. Иногда детям трудно начать разговор о себе, поэтому вы можете написать вопросы на символических ромашках, листочках и т.п.
9) “Конфеты”. Подходит для первой свечи. Вы предлагаете всем детям взять столько конфет, сколько они захотят. Сколько конфет – столько предложений вы должны рассказать о себе.
10) “Ниточки”. Перед началом свечи детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек может быть разной длины 10 -30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Т.О. выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.
11) “Дерево”. В семейном уголке вы можете поместить стволы деревьев без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждой вечерней свечи на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми – самыми, например, Саша организовал ребят на уборку, Лена помогла подружиться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят и т.п.
12) “Конверт откровений”. На предложенных листочках бумаги до начала свечи дети пишут по просьбе вожатого (воспитателя) волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает. Если вопросов недостаточно, то право ответа предоставляет воспитатель (вожатый).
Первую свечу проводят педагоги.
Педагогическая задача свечи в первые дни смены – научить ребят правилам поведения и выступления на свече, приучить их к мысли о том, что вечером они будут собираться вместе и анализировать каждый прожитый в лагере день.
Вожатый (воспитатель) объясняет ребятам законы свечи, а затем проводит знакомство, используя талисман-игрушку, значок, часы…, “свободный микрофон”. Тот, у кого в руках окажется этот предмет, может высказываться, после чего талисман нужно передать, пока он вновь не вернется к ведущему. Знакомство лучше начать с самого ведущего, что позволит создать теплую, доверительную атмосферу. Постарайтесь действительно искренне, кратко рассказать о себе без интимных подробностей, но не ограничиваясь стандартными фразами. После чего передайте “микрофон” следующему ребенку.
Важно, чтобы на этой свече, по возможности, высказались все; если ребенку очень трудно – задавайте вопросы, интересуйтесь, но не сильно настаивайте.
К концу смены, если вы хорошо постараетесь, дети полюбят свечу и будут особенно тщательно готовиться к ней.
На прощальной свече каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать свободный микрофон. Тот, у кого находится “свободный микрофон”, называет девочку или мальчика, от которых хотел бы услышать о себе.
В завершении можно раздать каждому по небольшой звезде, на которой ребята напишут свои прощальные слова и пожелания следующей смене, а затем наклеить звезды на загрунтованный ватман – это будет ваш прощальный звездопад.
Мисс лагеря
“Мисс лагеря” одно из самых любимых мероприятий детей и вожатых в школьном лагере. Это шоу, которое каждый запомнит на всю жизнь. Подготовка к конкурсу является важным составляющим успеха мероприятия. В детском лагере каждой конкурсантке помогают вожатые, кружководы и большое количество друзей.
День Симпатий
Этого дня в детском лагере ждут все и мальчики и девочки, и маленькие и большие. В этот день существует масса вариантов признаться в любви, выразить свою симпатию, отправить поздравление. Можно получить и отправить валентинку через почтовую службу “ангелочков” с признаниями и поздравлениями. Можно отослать смс со своего мобильного телефона, которые в режиме реального времени отображаются на экране стоящих в каждом корпусе телевизоров. В течение всего этого времени и дети, и взрослые могут приходить в видеозал и записать свои поздравления. Вечером перед фильмом весь детский лагерь собирается на кинопоказ, перед которым все с нетерпением ожидают видео приветы на большом экране клуба.
В течение дня можно проводить следующие подвижные игры.
Молекула
Определяется площадка без опасных препятствий. Выбирается водящий — “молекула”.
Все играющие — “атомы”. Они рассеиваются по площадке в произвольном порядке, и водящий начинает догонять игроков. Тот, кого осалили, берет за руку водящего, и они вдвоем догоняют остальных. Игра заканчивается тогда, когда все играющие и водящий держатся за руки, то есть, все пойманы.
Эстафера-паравозик
Несколько команд из 4 человек.
Минимум 2 черты (старт и финиш), расположенные в 10 метрах на свободной площадке.
Цель: сформировать первый поезд, прибывающий на вокзал.
Правила: Игроки размещены на линии отправления. Первый игрок каждой команды — “локомотив”, его партнеры — “вагончики”. По сигналу “локомотив” бежит до вокзала (линия финиша прибытия), потом возвращается, пятясь задом к линии старта, где к нему цепляется первый “вагончик”. Затем двое игроков направляются к вокзалу бегом или шагом, потом, пятясь, возвращаются, цепляют второй “вагон” и так далее. anstars.ru
Выигрывает команда, первой сформировавшая весь состав и прибывшая затем на вокзал.
Смена зоны
Площадка, разделенная на три зоны.
По две пары защитников, нападающие в каждой зоне (или 2 команды по 6 игроков), 4 или 5 мячей.
Цель: Набрать максимальное количество очков за определенное время (1–3 минуты), делая передачи.
Правила: Обмен сделан в той же зоне — 1 очко; обмен сделан между соседними зонами — 2 очка; обмен сделан между 1 и 3 зонами — 3 очка. Если игрок вывел из своей зоны или за пределы площадки, мяч передается сопернику. Когда мяч выходит за пределы площадки, вбрасывается новый мяч, чтобы избежать потери времени. По истечении назначенного времени считают очки, и команды меняются ролями.
Разрушенный лагерь
2 команды, размещенные по одну и по другую сторону нейтральной зоны.
1 мяч.
Цель: поменять лагерь.
Правила: игрок, выделенный каждой командой, занимает место в лагере противника, откуда он старается послать мяч игрокам своей команды. Если игрок поймал мяч, он присоединяется к своему посланцу в чужом лагере с мячом. Команда, первая поменявшая лагерь, выигрывает.
Три подскока
2 команды. Площадка, разделенная на 2 части и перегороженная нейтральной зоной, мяч. Цель: заставить подскочить не менее 3 раз мяч в лагере противника.
Правила: Игроки должны бросать мяч только из своего лагеря, не заходя в нейтральную зону, команда противника должна стараться перехватить мяч прежде, чем он сделает 3 подскока. Если мячу это удалось, команда получает очко. Мяч бросается в другой лагерь с того места, где он был пойман или сделал третий подскок.
Гвардейцы и мушкетеры
Разбить группу участников игры на две команды: гвардейцы (красные жетоны) . На жетонах указаны различия: капитан, лейтенант, рядовой. Отдельно выбираются де Тревиль и Ришелье. Кому какое звание достанется, в том звании он играет.
В определенное время, обговоренное всеми играющими, команды собираются, выбирают место штаба, придумывают пароль. Паролем является любая строчка из известной песни, причем каждый участник команды запоминает только одно слово из пароля. После того, как обе команды собрались в штаба, выбрали и распределили пароль, начинается игра. Суть игры заключается в следующем: необходимо поймать всех противников, выяснить местонахождение штаба и пароль. В штабах постоянно находятся де Тревиль и Ришелье. Только они имеют право «допрашивать пленных». «Допрос» ведется следующим образом: тот, кто находится в штабе, задает «пленному» один любой вопрос. Например: Что вы ели сегодня на завтрак?» Пленный должен ответить на заданны вопрос, включив в свой ответ то слово из пароля, которое он запомнил, но не выделяя его интонационно.
«Брать в плен» необходимо тоже по правилам, обговоренным всеми участниками. Например:
1 капитан может взять в плен двух рядовых или одно лейтенанта;
2 рядовых – одного рядового;
1 лейтенант – одного рядового и т.д.
Игра основана на взаимной честности и порядочности. Действует правило: в группы больше двух не собираться. Если игра не закончилась, то ее заканчивает ведущий, объявляя ничью.
Погоня за лисицами
Подготовка: после 1,5-2 км с кустарником. Выбирают 2-3 «лисицы», им дают сумки с мелко нарезанной цветной бумагой или соломой. Остальные играющие – «охотники» – собираются на старте.
Описание игры: по сигналу руководителя «лисицы» выбегают со старта в одном направлении. Пробежав 50-100 м, они начинают оставлять следы (бумагу, солому) через каждый 500-100 шагов. Через 5 минут по следу выбегают «охотники». Пробежав 1,5 км, «лисицы» прячутся в 30-50 м от последнего следа. «Охотники» ищут «лисицу» (30-40 минут), после чего дается сигнал горном об окончании игры. Если «охотники» за установленное время найдут «лисицу» – они победители, если нет – проиграли. Новыми «лисицами» становятся те, кто нашел «лисицу» первым. Если «лисицы не найдены, то они убегают второй раз.
Правила:
1. «Лисицы» обязаны оставлять следы через 5-10 шагов. Если это правило не соблюдается , «лисицы» проигрывают.
2. Убегая, «лисицы» могут передвигаться не вместе, но обязательно в одном направлении.
3. Каждая «лисица» оставляет следы самостоятельно.
4. «Лисицы» прячутся не дальше, чем 30-50 м от последнего следа (по договоренности) в пределах установленных границ поля игры.
5. «Охотники» могут искать «лисиц» все вместе, поодиночке и группами.
6. «Лисица» считается пойманной, если «охотник» ее осалит.
7. Можно ввести правило, по которому «лисицы» убегают до заранее установленного «финиша» (река, канава, дорога и т.п.). В этом случае «охотники» выбегают через минуту после «лисиц» и ловят их до установленной границы. Если будет поймано треть лисиц, «охотники» выиграли, если меньше, то проиграли.
Красные и синие.
Участники игры делятся на две группы путем вытягивания синих или красных карточек. На обратной стороне этих карточек написаны числа: 10, 20, 30, 45, 75, 100. Необходимо поймать всех противников и, кроме того, набрать как можно больше очков.
Игра ограничена на условно ограниченной территории. Если встречаются два участника одного цвета или с одинаковым количеством очков, то они мирно расходятся в разные стороны. Если встретились красный и синий, то пленником становится тот, у кого меньшее количество очков. Тот, у кого очков больше, забирает карточку «пленника» и приплюсовывает его очки себе. Игра продолжается до тех пор, пока карточки не соберутся у нескольких игроков – победителей.
Работая с детьми в школьном летнем лагере, педагоги и вожатые имеют возможность вести деятельность по улучшению социально-психологического климата в коллективе, развитию коммуникативных навыков детей и другую работу.
Педагог-психолог МБОУ «ЦДК Локус»
Лемешева Е.Ю.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.