Работа педагога-психолога в образовательной организации по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.

Работа педагога-психолога в образовательной организации по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.

Должностные обязанности школьного психолога не предполагают работу в экстремальных ситуациях. Но сегодня жизнь ставит новые задачи, а потому, как вести себя учащимся и преподавателям в тех или иных ситуациях, как минимизировать последствия травмирующей ситуации, как помочь детям при полученной травме, как помочь горюющему ребенку, распознать суицидальные намерения учащегося и др. — психолог просто обязан знать.

для успешной деятельности в экстремальных, нестандартных ситуациях, человек должен обладать целым рядом необходимых качеств (социально-психологических, психофизиологических и физиологических), позволяющих выбрать наиболее оптимальную стратегию и тактику организации системы поведения, в том числе и психологов, как в плане самовыживания, так и спасения людей, находящихся в подобной ситуации».

Этап Оценка летальности (оценка вероятности совершения попытки самоубийства). Невозможно со 100% вероятностью предсказать будет ли совершена попытка самоубийства или нет. Однако, опираясь на статистические данные, можно оценить насколько велик риск совершения такой попытки и выделить группу риска.

Группы риска

Подростки
Мужчины 20-30 лет
Люди старше 60 лет

Необходимо учитывать состояние психики пострадавшего:

Человек, находящийся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, скорее совершит попытку самоубийства. Хронические алкоголики и наркоманы вообще составляют группу риска. Также увеличивает риск наличие психического заболевания.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость; появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие    перепады    настроения,    неадекватная    реакция    на    слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы   со   здоровьем:   потеря   аппетита,   плохое   самочувствие,
  • бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот – признание в зависимости от других;

шутки и иронические высказывания.

Признаки депрессии у детей и подростков

ДЕТИ

  1. Печальное настроение
  2. Потеря свойственной детям энергии
  3. Внешние проявление печали
  4. Нарушение сна
  5. Соматические жалобы
  6. Изменение аппетита или веса
  7. Ухудшение успеваемости
  8. Снижение интереса к обучению
  9. Страх неудачи
  10. Чувство неполноценности
  11. Самообман – негативная самооценка
  12. Чувство «заслуженной  отвергнутости»
  13. Чрезмерная самокритичность
  14. Сниженная социализация, замкнутость
  15. Агрессивное поведение, отреагирование в действиях

ПОДРОСТКИ

  1. Печальное настроение
  2. Чувство скуки
  3. Чувство усталости
  4. Нарушение сна
  5. Соматические жалобы
  6. Неусидчивость, беспокойство
  7. Фиксация внимания на мелочах
  8. Чрезмерная эмоциональность
  9. Замкнутость
  10. Рассеянность внимания
  11. Агрессивное поведение
  12. Непослушание
  13. Склонность к бунту
  14. Злоупотребление алкоголем или наркотиками
  15. Плохая успеваемость
  16. Прогулы в школе.

Психологическая помощь у подростков должна быть нацелена на четыре основные «проблемные области»:

  1. Реакция горя— в случае, если депрессия логически связана с потерей близкого человека.

Патологической считается затянувшаяся, хронифицированная или извращенная реакция горя.

Цель психологического вмешательства — направить процесс «оплакивания» создать реалистичное представление об умершем, построить взаимоотношения, способные восполнить утрату.

  1. Межличностный спор— в случае, если подросток и другое значимое для него лицо имеют различные ожидания, касающиеся их взаимоотношений (и эти ожидания зачастую приводят к конфликтам). В подростковом возрасте в спор часто вовлекаются родители.

Цель психологического вмешательства — определение предмета спора, изменение способов взаимодействия и ожиданий сторон, создание условий для разрешения спора.

  1. Межличностная смена ролей— происходит при сдвигах в развитии и других изменениях в образе жизни. Сложности возникают, если подросток не справляется с новой для себя социальной ролью.

Цель психологического вмешательства — помочь подростку смириться и принять потерю старой роли, обрести позитивный взгляд на новую роль, достигнуть соответствия новой роли.

  1. Межличностный дефицит— нехватка социальных и коммуникативных навыков для установления правильных взаимоотношений в семье и вне семьи.

Цель психологического вмешательства — снизить социальную изоляцию, помочь в формировании новых отношений.

 

Если Вы слышите Обязательно скажите Запрещено говорить
«Ненавижу всех…» «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» «Когда я был в твоемвозрасте., .да ты просто несешь чушь!»
«Все безнадежно и бессмысленно» «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давайобсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»
«Всем было бы лучше без меня!» «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» «Не говори глупостей. Поговорим о другом.»
«Вы не понимаете меня!» «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» «Где уж мне тебя понять!»
«Я совершил ужасный поступок» «Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом» «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»
«У меня никогда ничего не получается» «Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» «Не получается -значит, не старался!»

 

Оказание помощи при риске суицида (Ведение беседы).

Тот факт, что время идет, а человек говорит с Вами вместо того, чтобы действовать, указывает на то, что он не решается убить себя. Амбивалентность (растянутое время) может быть надежным союзником.

Необходимо оценить уровень страдания, как он воспринимается клиентом, определить, насколько человек близок к осуществлению своих суицидных планов.

Степень физических страданий, переживаемых в стрессовых ситуациях, у разных людей различна. Действительно склонные к суициду люди переживают депрессию. Бывает, что суицидальные намерения трудно выявить или можно вообще пройти мимо них.

Важно подчеркнуть, что беседа с индивидом, находящимся в состоянии психологического кризиса, — дело чрезвычайно тонкое, специфичное и требует тщательной предварительной подготовки. Но порой обстоятельства складываются так, что проводить беседу необходимо безотлагательно.

Как показывает опыт работы с суицидентами, для того, чтобы беседа прошла эффективно, она должна быть построена определенным образом и складываться из нескольких последовательных этапов, каждый из которых имеет свою специфическую задачу и предполагает использование специальных приемов.

Беседа может происходить: по приглашению, без приглашения и незапланированно.

1) Беседа по приглашению.

Приглашение на беседу

Ни в коем случае нельзя вызывать к себе человека на беседу через третьих лиц. Приглашение необходимо сделать обязательно лично, желательно с глазу на глаз. Лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, выполнение которого даст повод для встречи.

Место беседы

Можно, конечно, провести разговор в служебном кабинете, но предпочтительнее не в столь «формальном» месте. Главное — отсутствие посторонних. Никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не длился.

Поведение во время беседы

В ходе беседы старайтесь не делать никаких записей или ограничивайтесь краткими пометками. Не посматривайте на часы и тем более не выполняйте каких-либо «попутных» дел. Будьте предельно внимательным, предельно заинтересованным собеседником. Покажите, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

2) Беседа без приглашения предполагает, что человек пришел самостоятельно и необходимо ее провести безотлагательно.

3) Незапланированная беседа:

Звонки экстренным службам. Обеспечьте собственную безопасность.

 

 

Технология работы с клиентом (отдельно для психологов).

Персональная ответственность.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.