Социально-психологическое сопровождение детей и семей групп риска в МБУ ЦПП

Семьи группы риска характеризуются наличием нескольких факторов риска: медицинского, социального или психолого-педагогического направления, которые не позволяют определить эту семью как благополучную.  Дети из семей группы риска – это особая категория несовершеннолетних, которая проживает в длительной психотравмирующей ситуации, более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и нуждается в оздоровлении и эффективной помощи.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе. При этом объектом внимания и заботы становится не только ребёнок, но и его семья, как основополагающий институт социализации ребёнка. По-настоящему эффективной можно назвать систему сопровождения, которая позволяет определять проблемы, находить их системообразующие причины, обозначать путь их решения и найти для этого средства, не обязательно в школе. Безусловно, сложность проблемы предполагает включение в процесс профилактики помимо администрации и педагогов школ специалистов из других органов и ведомств.

Психолого-педагогическое сопровождение детей и семей групп риска  – одно  из основных направлений работы МБУ ЦПП, осуществляемое на основе договора  о сотрудничестве с КДНиЗП при администрации МО «Город Майкоп». Граждане, в том числе несовершеннолетние, направляются в МБУ ЦПП по решению КДНиЗП  для прохождения психолого-диагностических и коррекционных мероприятий.

Основные категории детей, нуждающиеся в комплексном психолого-педагогическом сопровождении на базе МБУ ЦПП:

1) систематически пропускающие занятия в ОУ без уважительной причины и оставленные на повторный год обучения;

2) несовершеннолетние, склонные к употреблению ПАВ, правонарушениям, бродяжничеству;

3) несовершеннолетние, систематически нарушающие дисциплину, дети и подростки, нуждающиеся в специализированной помощи и комплексном подходе;

4) несовершеннолетние, подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;

5) дети с проблемами общения и личностного развития;

6) дети с пограничными психическими расстройствами и  психосоматическими заболеваниями;

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы: страхи, невротические реакции, агрессивность, тревожность, гиперактивность;

8) дети и подростки со стойкими проявлениями социальной и школьной дезадаптации, имеющие школьные трудности;

9) дети с социально-педагогической запущенностью;

10) дети и подростки с отклоняющимся поведением;

11) дети из неблагополучных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении;

12) отдельные группы школьников в случае возникновения ситуации межличностного конфликта, в том числе в семье.

Специфической особенностью контингента, с которым работают специалисты МБУ ЦПП является то, что эти граждане уже включены в профилактическую работу педагогических коллективов образовательных учреждений,  ОДН ОВД по г. Майкопу, часть из них имеет опыт взаимодействия с сотрудниками КЦСОН, реабилитационного центра и др. учреждений. Уровень эффективности данной работы  повышается. Проблемы семей групп риска многоплановы, используемые  технологии являются достаточно эффективными.

За период работы нашего Центра сформировалась определенная система работы с семьями и детьми группы социального риска.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание психологически комфортных условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Задачи социально-психологического сопровождения:

1) Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в малой группе, в социуме.

2) Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

3) Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.

4) Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых профилактических программах, предполагающих специальные формы организации их деятельности.

5) Повышать психологическую компетентность участников образовательного процесса по вопросам воспитания и развития детей.

Основные принципы социально-психологического сопровождения детей и семей групп риска:

1) Гуманизация – предполагающая веру в возможности ребенка.

2) Системный подход – основанный на понимании человека как целостной системы.

3) Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.

4) Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.

5) Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.

Специалисты МБУ ЦПП реализуют 2 направления социально-психологического  сопровождения:

1) актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у ребенка и взрослых членов семьи. Как известно, за счет семей из «группы риска» пополняется количество семей, находящихся в социально опасном положении.

2) перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии ребенка, функционировании семейной системы.

Оба направления могут быть реализованы только совместными усилиями всех специалистов МБУ ЦПП. Команда специалистов Центра, работающих с семьями групп риска, включает двух методистов, 5 педагогов-психологов, 2-х социальных педагогов, учителя-дефектолога.

Алгоритм работы по сопровождению детей и семей групп риска:

1.  Диагностика факторов риска и причин неблагополучия:

  • Определить к какой целевой группе риска относится семья.
  • Выявить основные факторы риска, провести анализ социокультурной ситуации развития: формы отклоняющегося поведения, тип семьи, стиль семейного воспитания, факторы риска (личность, семья, школа), стадия дезадаптации.
  • Определить факторы защиты.
  • Выйти на основные (системообразующие) причины проблематики ребёнка и семьи.
  • Определить причины, с которыми школа может работать напрямую и те, где необходимо вмешательство специалистов из других органов и ведомств.

2. Разработка индивидуальной программы сопровождения:

  • Определить оптимальную команду и условия сопровождения.
  • Разработать программу действий (ожидаемые результаты, сроки, методы, технологии сопровождения, критерии успешности, этапы работы, координация действий, зоны ответственности).

3. Реализация индивидуальной программы сопровождения:

  • Для детей «группы повышенного внимания», тех, кто не совершил правонарушения, но имеет риск дезадаптивного развития – организовать сеть поддержки, продуктивный досуг; в случае конфликта осуществить посреднические функции для нормализации отношений и повышения статуса подростка; вовлечь его в социальное проектирование, спортивную и творческую деятельность, обучить в группе тренинга социальным навыкам, создать ситуацию успеха;
  • Для детей «группы особого внимания» – в случае противоправных действий выработать и применить адекватные санкции через реализацию подходов ювенальной юстиции, направленных на восстановление нанесённого ущерба, изменение отношения к содеянному; закрепить за подростком персонального сопровождающего, выявив данное лицо посредством референтометрии; организовать программу мер по ресоциализации и коррекции отклоняющегося поведения, изменению ценностей и установок.

4. Мониторинг результативности работы с ребёнком и его ближайшим окружением:

  • В качестве индикаторов оценки можно использовать – стадии дезадаптации, коэффициент социальной адаптации, социальный опыт, личные достижения, уровень мотивации достижений, социальный интерес, творческий потенциал, показатели статуса ребёнка.
  • Методы оценки – обратная связь от подростка, мнение родителей, учителей, входная и выходная диагностика, учёт проступков и социальных достижений, анализ продуктов деятельности.
  • Источники информации – результаты тестирования, анкетирования, экспертные оценки, отзывы педагогов ОУ об активности подростка в делах класса и школы, учёбе и труде, информация ОДН ОВД по г. Майкопу, КДНиЗП и др.

5. Если действия оказались не эффективны:

  • Определить причины (что не сработало в программе действий).
  • Откорректировать программу с учётом выявленных ошибок.
  • Подключить дополнительные ресурсы, оптимизировать методы.

6. Если программа действий дала положительный результат:

  • Завершить программу (снять ребёнка с учёта и пр.)
  • Проанализировать и описать социально-педагогический опыт.
  • Внести изменения в банк данных.

Индивидуальная  программа сопровождения включает следующие компоненты:

1. Социально-педагогическая диагностика:

  • сбор социального анамнеза семьи, изучение сети социальных  контактов  (построение карты  сети контактов);
  • изучение условий и формы обучения несовершеннолетнего;
  • первичная беседа с подростком, родителями с целью выявления проблем воспитания;
  • изучение уровня социального развития ребенка (в т. ч. определение степени удовлетворения материальных запросов).

2. Психологическая диагностика:

  • проведение первичной консультации для родителей;
  • проведение психолого-педагогических исследований  для   выявления  уровня   развития  ребенка, степени его дезадаптации.

3. Проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы согласно программе.

4. Профилактические беседы. Оказание помощи в определении формы обучения. Осуществление   социально-педагогической   профилактической работы  по минимизации негативного прогноза ( неуспешности)  в  учебной  деятельности (малые педсоветы, консилиумы и т.п.)

5. Совместная работа с учебным заведением.

6. Индивидуальное   консультирование   по   вопросам дальнейшего самоопределения и выбора жизненного пути. Индивидуальное   консультирование   по   проблемам адаптации подростка к школе. Организация    индивидуального    консультирования родителей у специалистов МБУ ЦПП.

Специалисты Центра постоянно совершенствуют свою работу, ищут и реализуют новые подходы, формы и методы работы с различными категориями семей.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.