Семьи группы риска характеризуются наличием нескольких факторов риска: медицинского, социального или психолого-педагогического направления, которые не позволяют определить эту семью как благополучную. Дети из семей группы риска – это особая категория несовершеннолетних, которая проживает в длительной психотравмирующей ситуации, более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и нуждается в оздоровлении и эффективной помощи.
Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе. При этом объектом внимания и заботы становится не только ребёнок, но и его семья, как основополагающий институт социализации ребёнка. По-настоящему эффективной можно назвать систему сопровождения, которая позволяет определять проблемы, находить их системообразующие причины, обозначать путь их решения и найти для этого средства, не обязательно в школе. Безусловно, сложность проблемы предполагает включение в процесс профилактики помимо администрации и педагогов школ специалистов из других органов и ведомств.
Психолого-педагогическое сопровождение детей и семей групп риска – одно из основных направлений работы МБУ ЦПП, осуществляемое на основе договора о сотрудничестве с КДНиЗП при администрации МО «Город Майкоп». Граждане, в том числе несовершеннолетние, направляются в МБУ ЦПП по решению КДНиЗП для прохождения психолого-диагностических и коррекционных мероприятий.
Основные категории детей, нуждающиеся в комплексном психолого-педагогическом сопровождении на базе МБУ ЦПП:
1) систематически пропускающие занятия в ОУ без уважительной причины и оставленные на повторный год обучения;
2) несовершеннолетние, склонные к употреблению ПАВ, правонарушениям, бродяжничеству;
3) несовершеннолетние, систематически нарушающие дисциплину, дети и подростки, нуждающиеся в специализированной помощи и комплексном подходе;
4) несовершеннолетние, подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;
5) дети с проблемами общения и личностного развития;
6) дети с пограничными психическими расстройствами и психосоматическими заболеваниями;
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы: страхи, невротические реакции, агрессивность, тревожность, гиперактивность;
8) дети и подростки со стойкими проявлениями социальной и школьной дезадаптации, имеющие школьные трудности;
9) дети с социально-педагогической запущенностью;
10) дети и подростки с отклоняющимся поведением;
11) дети из неблагополучных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении;
12) отдельные группы школьников в случае возникновения ситуации межличностного конфликта, в том числе в семье.
Специфической особенностью контингента, с которым работают специалисты МБУ ЦПП является то, что эти граждане уже включены в профилактическую работу педагогических коллективов образовательных учреждений, ОДН ОВД по г. Майкопу, часть из них имеет опыт взаимодействия с сотрудниками КЦСОН, реабилитационного центра и др. учреждений. Уровень эффективности данной работы повышается. Проблемы семей групп риска многоплановы, используемые технологии являются достаточно эффективными.
За период работы нашего Центра сформировалась определенная система работы с семьями и детьми группы социального риска.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание психологически комфортных условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Задачи социально-психологического сопровождения:
1) Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в малой группе, в социуме.
2) Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
3) Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.
4) Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых профилактических программах, предполагающих специальные формы организации их деятельности.
5) Повышать психологическую компетентность участников образовательного процесса по вопросам воспитания и развития детей.
Основные принципы социально-психологического сопровождения детей и семей групп риска:
1) Гуманизация – предполагающая веру в возможности ребенка.
2) Системный подход – основанный на понимании человека как целостной системы.
3) Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.
4) Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.
5) Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.
Специалисты МБУ ЦПП реализуют 2 направления социально-психологического сопровождения:
1) актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у ребенка и взрослых членов семьи. Как известно, за счет семей из «группы риска» пополняется количество семей, находящихся в социально опасном положении.
2) перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии ребенка, функционировании семейной системы.
Оба направления могут быть реализованы только совместными усилиями всех специалистов МБУ ЦПП. Команда специалистов Центра, работающих с семьями групп риска, включает двух методистов, 5 педагогов-психологов, 2-х социальных педагогов, учителя-дефектолога.
Алгоритм работы по сопровождению детей и семей групп риска:
1. Диагностика факторов риска и причин неблагополучия:
- Определить к какой целевой группе риска относится семья.
- Выявить основные факторы риска, провести анализ социокультурной ситуации развития: формы отклоняющегося поведения, тип семьи, стиль семейного воспитания, факторы риска (личность, семья, школа), стадия дезадаптации.
- Определить факторы защиты.
- Выйти на основные (системообразующие) причины проблематики ребёнка и семьи.
- Определить причины, с которыми школа может работать напрямую и те, где необходимо вмешательство специалистов из других органов и ведомств.
2. Разработка индивидуальной программы сопровождения:
- Определить оптимальную команду и условия сопровождения.
- Разработать программу действий (ожидаемые результаты, сроки, методы, технологии сопровождения, критерии успешности, этапы работы, координация действий, зоны ответственности).
3. Реализация индивидуальной программы сопровождения:
- Для детей «группы повышенного внимания», тех, кто не совершил правонарушения, но имеет риск дезадаптивного развития – организовать сеть поддержки, продуктивный досуг; в случае конфликта осуществить посреднические функции для нормализации отношений и повышения статуса подростка; вовлечь его в социальное проектирование, спортивную и творческую деятельность, обучить в группе тренинга социальным навыкам, создать ситуацию успеха;
- Для детей «группы особого внимания» – в случае противоправных действий выработать и применить адекватные санкции через реализацию подходов ювенальной юстиции, направленных на восстановление нанесённого ущерба, изменение отношения к содеянному; закрепить за подростком персонального сопровождающего, выявив данное лицо посредством референтометрии; организовать программу мер по ресоциализации и коррекции отклоняющегося поведения, изменению ценностей и установок.
4. Мониторинг результативности работы с ребёнком и его ближайшим окружением:
- В качестве индикаторов оценки можно использовать – стадии дезадаптации, коэффициент социальной адаптации, социальный опыт, личные достижения, уровень мотивации достижений, социальный интерес, творческий потенциал, показатели статуса ребёнка.
- Методы оценки – обратная связь от подростка, мнение родителей, учителей, входная и выходная диагностика, учёт проступков и социальных достижений, анализ продуктов деятельности.
- Источники информации – результаты тестирования, анкетирования, экспертные оценки, отзывы педагогов ОУ об активности подростка в делах класса и школы, учёбе и труде, информация ОДН ОВД по г. Майкопу, КДНиЗП и др.
5. Если действия оказались не эффективны:
- Определить причины (что не сработало в программе действий).
- Откорректировать программу с учётом выявленных ошибок.
- Подключить дополнительные ресурсы, оптимизировать методы.
6. Если программа действий дала положительный результат:
- Завершить программу (снять ребёнка с учёта и пр.)
- Проанализировать и описать социально-педагогический опыт.
- Внести изменения в банк данных.
Индивидуальная программа сопровождения включает следующие компоненты:
1. Социально-педагогическая диагностика:
- сбор социального анамнеза семьи, изучение сети социальных контактов (построение карты сети контактов);
- изучение условий и формы обучения несовершеннолетнего;
- первичная беседа с подростком, родителями с целью выявления проблем воспитания;
- изучение уровня социального развития ребенка (в т. ч. определение степени удовлетворения материальных запросов).
2. Психологическая диагностика:
- проведение первичной консультации для родителей;
- проведение психолого-педагогических исследований для выявления уровня развития ребенка, степени его дезадаптации.
3. Проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы согласно программе.
4. Профилактические беседы. Оказание помощи в определении формы обучения. Осуществление социально-педагогической профилактической работы по минимизации негативного прогноза ( неуспешности) в учебной деятельности (малые педсоветы, консилиумы и т.п.)
5. Совместная работа с учебным заведением.
6. Индивидуальное консультирование по вопросам дальнейшего самоопределения и выбора жизненного пути. Индивидуальное консультирование по проблемам адаптации подростка к школе. Организация индивидуального консультирования родителей у специалистов МБУ ЦПП.
Специалисты Центра постоянно совершенствуют свою работу, ищут и реализуют новые подходы, формы и методы работы с различными категориями семей.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.