В процессе социализации на ребенка оказывают влияние различные социальные институты. Открытость ребенка приносит как положительные, так и отрицательные результаты. Положение в семье, общение со сверстниками влияет на становление личности. Особенно сложно процесс формирования и развитие личности проходит у детей «группы риска». Дети «группы риска» – это те дети, находящиеся в критической ситуации под воздействием нежелательных факторов. К детям «группы риска» можно отнести:
– дети из неблагополучных, асоциальных семей;
– дети из семей, нуждающихся в социально-психологической и социально-экономической помощи и поддержке;
– дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
– дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики.
Работа социального педагога с семьей «группы риска» и ребенком в МБУ ЦПП проводится на основе знания следующих нормативных документов:
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Конституция РФ от 12 декабря 1994г.
- Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних».
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральный закон РФ от 28.06.1995г. № 958-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
- Письмо Минобрнауки России от 10.03.2009г. №06-224 «Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактики жестокого обращения» ( вместе с «Рекомендациями об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактики жестокого обращения с детьми»).
- Письмо Минобрнауки России от 05.09.2011г. №МД-1197/06 «О концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде».
- Минимальный социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» (приложение к письму Минобразования России от 15.12.2002. №30-51-914/16)
Деятельность социального педагога с детьми «группы риска»
включает в себя множество различных направлений. Это индивидуальная работа с ребенком и с его ближайшим окружением. Проводится консультирования, заполнение социального паспорта семьи, анкетирования( «Взаимодействие ребенка с социумом», «Подросток и школа», «Асоциальное поведение», «Моя семья», «Ваша компания», «ПАВ», анкета для родителей №1, №2., «Семейные отношения» и т.,д.), беседы ( знакомство, профилактика ПАВ).
Необходимо учитывать особенности личности ребенка, проводить мероприятия по коррекции поведения, обучения навыкам общения. Предупреждение родителей и учителей о негативных тенденциях в поведении несовершеннолетних. Введение непрерывного контроля за несовершеннолетними, состоящими на учете КДН и ЗП. Социальный педагог, работающий в МБУ ЦПП, введет документацию индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних, индивидуальный план работы и методические материалы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, циклограмма работы социального педагога на 1 месяц, журнал индивидуальной работы с несовершеннолетними и их родителями, журнал посещения жилья несовершеннолетних, анкеты-опросники несовершеннолетних и их родителей и журнал учета групповых форм работы с несовершеннолетними и их родителями.
Большое внимание уделяется групповым тренинговым занятиям, проводимых один раз в неделю. Организация работы по программе «Социально-психологическое сопровождение детей группы риска» (блока тематического тренинга по теме: «Коммуникация», «Профилактика ПАВ», «Агрессия», Профориентация».
Мероприятие для несовершеннолетних, совместно с представителями организации против СПИДА и СМИ.
Немаловажное внимание уделяется родительскому всеобучу. Читаются лекции для родителей по темам детско-родительские отношения, формы взаимодействия в семье, семья, права и обязанности, семейный ценности, возрастные кризисы( младший школьный, подростковый период, юношество), половое воспитание, профилактика жестокого обращения с детьми, профилактика суицидального поведения, профилактика ПАВ, пути формирования бесконфликтных взаимоотношений детей и родителей.
Разработаны тренинги, которые проводятся по договоренности в образовательных учреждениях на темы: «Коммуникация», «Профилактика ПАВ», «Агрессия», «Профориентация». Эти тренинги помогают научить школьников межличностному общению, взаимодействию друг с другом, профилактики девиантного поведения, снятие напряжения, изучение пути выхода из конфликтного поведения и конфликтных ситуации, помогают школьникам узнать профессиональные предпочтения, их способности а также свои знания, умения и навыки.
В настоящее время большую популярность среди подростков приобрело волонтерское движение. Нововведением МБУ ЦПП стало привлечение детей из «группы риска» к идее волонтерского движения. Впервые проводились акции, посвященные дню матери, новый год, поздравления ветеранов с днем защитника Отечества. Подростки с охотой восприняли эту идею.
Социальное сопровождение детей группы риска требует последовательности и системности в работе педагога. Работа социального педагога нацелена на оказание эффективной помощи ребенку и его семье, оказавшемуся в группе риска.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.